Общие тенденции на рынке контрафактной электроники в 2024 году
В 2024 году на рынке маркетплейсов произошло заметное сокращение продаж контрафактной электроники, составившее в среднем 10%. Несмотря на это, уровень контрафактной продукции остается высоким, варьируясь от 21% до 54% в зависимости от категории товаров. В данном контексте стоит отметить результаты исследования, проведенного юридическим агентством IQ Technology.
Доля контрафактной электроники по категориям
По данным IQ Technology, анализирующего продажи на таких платформах, как Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет» и «Авито», была выявлена следующая информация о доле поддельной электроники:
- Смартфоны: 23% (в прошлом году — 31%)
- Ноутбуки и планшеты: 21% (30%)
- Мелкая кухонная техника: 26% (34%)
- Наушники: 54% (69%)
Причины снижения доли контрафакта
По мнению представителей компании «Марвел-Дистрибуции», основными объектами подделок остаются изделия известных А-брендов, таких как Apple, Marshall и JBL. Снижение доли контрафактной продукции связано с уменьшением продаж А-брендов по сравнению с товарами менее известных В- и С-брендов. Однако доля подделок среди А-брендов остается на прежнем уровне.
Прогнозы и меры по борьбе с контрафактом
Представители «Марвел-Дистрибуции» прогнозируют дальнейшее снижение количества подделок в 2024 году. Это связано с тем, что товары средней и низкой ценовой категории все чаще заменяют А-бренды на полках магазинов.
Инициативы маркетплейсов
На маркетплейсах также принимаются меры для борьбы с контрафактной продукцией. Так, представитель «Яндекс Маркета» сообщил, что лишь 0,09% всех доставленных заказов вызывает жалобы пользователей на подделки, что на 20% меньше по сравнению с прошлым годом. Система защиты на платформе начинает свою работу с регистрации продавца и включает в себя автоматические системы, выявляющие возможный контрафакт.
Меры, принимаемые различными платформами:
- Запрет на продажу товаров, нарушающих авторские права на «Авито».
- Использование функций проверки подлинности продукции на Wildberries&Russ, таких как маркировка по системе «Честный знак».
- Обязанность продавцов указывать IMEI смартфонов с мая 2024 года.
Эти меры направлены на повышение доверия пользователей и сокращение объемов контрафактной продукции на российском рынке электроники.